С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ)
Нормативные документы, определяющие государственную политику в сфере образования
Федеральные нормативно-правовые документы по переходу на ФООП
Федеральная образовательная программа начального общего образования
Федеральная образовательная программа основного общего образования
Федеральная образовательная программа среднего общего образования
Что важно знать о внедрении ФООП родителям (законным представителям)?
Что такое ФООП
Федеральная основная общеобразовательная программа — учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Для каких уровней образования разработана ФООП: начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) среднего общего (10-11 классы).
Что входит в ФООП
Учебно-методическая документация ФООП включает:
- федеральные учебные планы;
- федеральный план внеурочной деятельности;
- федеральный календарный учебный график;
- федеральный календарный план воспитательной работы; федеральную рабочую программу воспитания;
- федеральные рабочие программы учебных предметов; программу формирования УУД;
- программа коррекционной работы.
Что будет обязательным для всех ОО
Обязательные для применения — федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах. «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательные к выполнению — федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный
план воспитательной работы.
Как будут применять ФООП
Школы смогут непосредственно применять ФООП или отдельные компоненты ФООП без составления собственных рабочих программ на своем уровне. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФООП.
Когда школы будут переходить на ФООП
Переход школ на ФООП запланирован к 1 сентября. Школы должны привести ООП в соответствие с ФООП до сентября 2023 года
Где можно ознакомиться с ФООП
https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm
ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — принципиально новый для отечественной школы документ.
Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС второго поколения нормирует все важнейшие стороны работы школы и представляет собой совокупность требований:
- к структуре основной образовательной программы;
- к условиям реализации основной образовательной программы;
- к результатам освоения основной образовательной программы.
В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками образовательного процесса частей и их соотношение, определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических). Соблюдение этих требований должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Изменилась не только структура, но и методология стандарта. ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах — стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования — критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.
Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?
Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам. Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса). Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.