МБОУ СШ №63 г. Липецка
Липецк
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    - целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
    - конфиденциальность информации; 
    - доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий 

    • Установлен контроль за электронной почтой 

    • Установлены соответствующие пароли на персональные ЭВМ 

    • Использованы контент-фильтры для фильтрации сайтов по их содержимому 

    Основное изображение материала.

    Нормативное регулирование

    Федеральные и региональные законы, письма органов власти и другие нормативные документы, регламентирующие информационную безопасность несовершеннолетних:

    Детские безопасные сайты

    Ссылки на ресурсы, где может быть оказана психологическая, социальная и другая помощь по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи.

    Линия помощи «Дети онлайн» и (http://detionline.com/) — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

    Журнал "Дети в информационном сообществе" - Ежеквартальный журнал для педагогов, психологов и родителей «Дети в информационном обществе» издается Фондом Развития Интернет с 2009 года. Научная поддержка: факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральный институт развития образования МОН РФ.

    Информационная поддержка:

    Министерство образования и науки Российской Федерации.

    Центр Безопасного Интернета в России, посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работе в Интернете. А конкретнее – Интернет - угрозам и эффективным противодействием им в отношении пользователей. На сайте работает «горячая» линия и линия помощи жертвам Интернет - угроз.

    Лига Безопасного Интернета. На этом сайте Вы можете оставить свое сообщение о противоправном Интернет-контенте. У Вас есть возможность сообщить анонимно или оставить свой адрес электронной почты. Темы противоправного контента: - детская порнография; - пропаганда наркотиков; - призыв к самоубийству; - алкогольная продукция; - фишинговый ресурс; - вредоносное ПО; - другое.

    Фонд содействию сети Интернет «ДРУЖЕСТВЕННЫЙ РУНЕТ». Главной целью фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием Интернета, содействует российским пользователям , общественным организациям , коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети.

    Если вы или кто-то из ваших знакомых оказались в беде, позвоните по телефону доверия:

    8 (800) 2000-122

    Звонок анонимный и бесплатный по всей территории России. При обращении ответит оператор Вашего региона. Вам предоставят консультацию или скажут, куда обратиться за помощью.

    Родителям

    ЕДИНЫЙ РЕЕСТР
    доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено

    О безопасности детей в онлайн-среде!

    Актуальные советы родителям.

    Защита детей от негативной информации должна быть общим делом, как для школы, так и для родителей. Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка

    И если взрослые осознают, что онлайн-пространство должно быть в первую очередь безопасной средой, то в отличие от нас, школьники не считают онлайн-пространство новой технологией. Для современных школьников интернет — это то, что было всегда, существовало всегда. Они могут не проявлять должную осторожность в своих действиях в сети. По сути, школьники видят лишь экран, который реагирует на нажатие кнопок, и до конца не осознают потенциальные риски. Понятно, что они и не должны испытывать тревогу при каждом выходе в онлайн. И наша цель как взрослых (и родителей, и педагогов) — научить их уверенно бороздить просторы сети, понимать, как устроен цифровой мир, и быть способными себя защищать. Предлагаем вам несколько полезных советов по организации безопасной онлайн-среды для школьников.

    СОВЕТ 1

    Расскажите детям, почему не стоит публиковать личную информацию в сети и пересылать конфиденциальную информацию через мессенджеры социальных сетей. И, кстати, объясните им, что относится к личной и конфиденциальной информации.

    СОВЕТ 2

    Обязательно поговорите с детьми о том, как нужно хранить пароли. Скажите им о том, что если кто-то в сети (даже если этот кто-то очень хороший знакомый/друг/значимый взрослый, например, педагог) просит у них пароль/логин, ни в коем случае нельзя передавать их, отправлять через мессенджер, почту или смс, что нужно сразу же сообщить об этой ситуации своим родителям.

    СОВЕТ 3

    Расскажите детям о том, что необходимо ВСЕГДА просматривать настройки конфиденциальности на КАЖДОМ используемом сервисе. Обратите их внимание на то, что нужно всегда внимательно читать и разбираться, к чему получает доступ то или иное приложение или сервис. Предупредите их, что нужно всегда устанавливать МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРИВАТНОСТИ вручную. Научите их это делать на нескольких примерах или договоритесь, что каждый раз будете это делать вместе.

    СОВЕТ 4

    Вы ведь уже знаете, что все, что вы публикуете в интернете, остается там навсегда? Как вы думаете, а ваши дети знают об этом? Приведите пару-тройку примеров, когда человек об этом не подумал и к чему это привело... Ну вы всегда такие примеры можете найти в интернете. Скажите детям, что нужно думать дважды, прежде чем отправлять в сеть изображения и видеозаписи со своим участием (членами семьи, друзьями) или оставлять комментарии, о которых позже можно пожалеть.

    СОВЕТ 5

    Ваши дети должны знать, что в интернете не каждый является тем, за кого себя выдает. Прикинуться кем-то другим ничего не стоит, надеть любую маску. Объясните, что не стоит сближаться с незнакомцами в сети, тем более планировать с ними личную встречу. Расскажите детям, что никогда не следует встречаться с друзьями из интернета, что эти люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.

    СОВЕТ 6

    Поговорите с детьми о том, что нужно уважать взгляды других людей!
    Поясните, что каждый имеет право на личное мнение, что свое мнение можно высказывать, но нужно при этом воздерживаться от грубости. Словесные перепалки в сети могут быстро выйти из-под контроля.
    Обязательно объясните детям, что если они видят или слышат в сети что-то, что вызывает у них беспокойство и настороженность, нужно резко прекратить использование программы или сайта, показать эту ситуацию родителям и обсудить с ними, как нужно обезопасить себя и свой компьютер в таких ситуациях.

    СОВЕТ 7

    Обязательно установите хороший антивирус, удостоверьтесь, что он активирован и постоянно обновляется. Устаревшие версии не могут гарантировать защиту от вредоносного ПО. Вместе с детьми установите двойную авторизацию для входа на личные страницы в социальных сетях.

    СОВЕТ 8

    Предупредите детей о том, что нельзя открывать никакие неизвестные сообщения, что опасная ссылка может прийти и от "взломанного" знакомого/друга/педагога, поэтому лучше сначала уточнить (например, позвонив по телефону), что такое он вам прислал. Объясните, что никогда не нужно запускать неизвестные файлы, особенно с расширением .exe, что нужно внимательно проверять адреса ссылок, логотипы, текст и отправителя сообщений и что никогда не надо отвечать на спам. Расскажите, что в результате таких "переходов" и "скачиваний" файлов можно потерять доступ к своему компьютеру, а страничкой в одноклассниках или ВКонтакте может завладеть злоумышленник.

    СОВЕТ 9

    Дети должны знать, что если им в мессенджер пришла просьба от знакомого/друга/педагога с просьбой, например, срочно выслать денег, ничего нельзя отправлять! Нужно сразу же сообщить об этом родителям и вместе с ними перезвонить этому человеку и удостовериться, что его аккаунт не был взломан злоумышленниками.

    СОВЕТ 10

    Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде — даже в онлайн-пространстве.
    Объясните детям, что и в интернете, и в реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.

    СОВЕТ 11 — главный!

    Контролируйте действия детей в сети с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает. 

    ___________________________________________________

    Памятка для родителей об информационной безопасности детей

    Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

    Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    1. информация, запрещенная для распространения среди детей;

    2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

     К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    • информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
    • способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
    •  обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
    • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
    • оправдывающая противоправное поведение;
    • содержащая нецензурную брань;
    • 10. содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

    2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

    3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

    4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

    Общие правила для родителей

    1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку – главный метод защиты.

    2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

    3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. 

    Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)

    4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

    5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Возраст от 7 до 8 лет

    В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е.

    Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по

    Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

    Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7 - 8 лет

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

    2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

    3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

    4. Используйте специальные детские поисковые машины.

    5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному родительскому контролю.

    6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.

    7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.

    8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

    9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

    10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

    11. В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

    12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

    13. Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".

    14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом.

    Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

    Возраст детей от 9 до 12 лет

    В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

    Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

    2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.

    3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.

    4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

    5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

    6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.

    7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.

    8. Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который создайте вместе с ними.

    9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

    10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

    11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

    12. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом.

    Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.

    13. Расскажите детям о порнографии в Интернете.

    14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

    15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

    Возраст детей от 13 до 17 лет

    В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для

    взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

    Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

    Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

    Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).

    2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

    3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

    4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

    5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

    6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

    7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на

    конкурсы в Интернете.

    8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут

    случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

    9. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

    10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

    11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

    12. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.

    13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства,

    распространения сплетен или угроз другим людям.

    14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

    Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком!

    Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.

    Педагогам

    Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

    • https://ligainternet.ru/metodicheskie-materialy/  мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
    • «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
    • Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
    • Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
    • Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
    • Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»
    • http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/partneram-o-proekte мероприятия проекта

    Рекомендации: 

    Рекомендации по проведению  уроков медиабезопасности школьников

    Предлагаем Вашему вниманию предварительные материалы для проведения уроков безопасного интернета в школах. Материалы подготовлены на основе опыта реальных уроков и учитывают рекомендации педагогов

     http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652

    Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского.Азбука информационной безопасности", написанная учителем информатики для младших школьников, Г.Э. Курис, поможет учащимся с 1 по 4 класс освоить правила безопасного поведения в сети интернет и понять, что компьютеры тоже "болеют" и за их здоровьем надо тщательно следить. В этом путешествии ребятам поможет мальчик Женя, который много знает о "зловредах" и всегда готов прийти на помощь! В пособии есть и ребусы, и кроссворды и задания, которые понравятся ребятам.

     http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=10340

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    http://www.prosv.ru/ Сайт издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ

     http://sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной   среды.

    http://www.apkppro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ.

    http://www.curator.ru – «Куратор». Сайт посвящён применению Интернет- технологий в образовании. Новости образования, материалы по дистанционному обучению через Интернет, сайтостроению, web-обзоры, обзоры электронных учебников, материалы в помощь методисту,

     http://www.ed.gov.ru – Федеральное агенство по образованию. 

     http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

    Каталог образовательных Интернет-ресурсов. Базовые федеральные образовательные порталы. Поиск по подстройке, по рубрикаторам. Рейтинги ресурсов. Нормативные документы системы образования. Государственные образовательные стандарты. Дистанционное обучение (курсы, организации, нормативная база). Глоссарий (образование, педагогика).

    http://www.edu.-all.ru – Портал «ВСЕОБУЧ» – всё об образовании. http://www.ict.edu.ru – Федеральный портал «Информационно-

    коммуникационные технологии в образовании».

    http://www.int-edu.ru – Институт новых технологий образования. Сайт представляет различные дидактические и методические пособия.

    http://www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательства.

    http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации.

    http://www.rost.ru – Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

    http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Образовательные ресурсы для воспитателей, учителей, учеников и родителей. Портал содержит многообразную информацию по всем основным вопросам общего образования, от дошкольного до полного среднего.

    http://www.videoresursy.ru – «Медиаресурсы для образования и просвещения» - один из лидеров в создании нового поколения электронных учебно-методических пособий на основе демонстрации опыта работы педагогов-практиков. «Медиаресурсы» - коммерческая организация, современная рыночная структура, специализирующаяся в области разработки, издания, тиражирования и сбыта мультимедийных учебно-методических пособий для общего и профессионального образования.

    http://www.vidod.edu.ru – Федеральный портал «Дополнительное образование детей». Федеральные и межведомственные программы. Воспитание. Направления дополнительного образования детей. Детский отдых.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    http://www.edu.ru/documents/ - обязательный минимум содержания начального общего образования;

    http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Самый большой педагогический форум в русскоязычном интернете. Содержит свыше 26000 разработок уроков и внеклассных мероприятий для начальной школы.

    http://nsc.1september.ru – Электронная версия газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября». Удобный рубрикатор позволяет с легкостью найти большинство ресурсов, опубликованных в газете.

    http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Удобная навигация и технология поиска дают возможность без труда отыскать необходимый материал. База содержит множество визуальных элементов от рисунков и анимаций, до видео фрагментов для организации обучения по всем предметам с 1 по 11 класс.

    http://www.uchportal.ru/load/46 - Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы.

    https://nsportal.ru/shkola - социальная сеть работников образования

    https://www.prodlenka.org/ - сайт для учителей и воспитателей

    http://www.n-shkola.ru/ - Официальный сайт журнала «Начальная школа».

    http://www.sch2000.ru - Сайт центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» содержит методические рекомендации, курсы, учебные пособия для организации обучения по авторским учебникам Л.Г. Петерсон для начальной школы и дошкольных общеобразовательных учреждений.

    http://www.zankov.ru - Официальный сайт федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова. Очень полезен учителям, работающим по УМК этого автора.

    www.school2100.ru - Официальный сайт для учителей, работающих по УМК «Школа 2100».

    http://www.ug.ru - Официальный ресурс «Учительской газеты».

    http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277 – Подборка федерального образовательного портала для организации занятий по природоведению.

    www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей. Всех, чья жизнь каким-либо образом связана с начальной школой. Дети найдут здесь много интересных и новых для них сведений, поиграют в игры или пообщаются со сверстниками. Родители могут почитать о проблемах воспитания и задать интересующие их вопросы, а учителя пообщаться и поделиться опытом друг с другом.

    http://www.uroki.net/ - Банк данных в помощь учителю: разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, школьные песни и караоке, календарно-тематическое планирование и множество других полезных материалов.

    http://www.k-yroky.ru/load/67 - Еще один ресурс, содержащий множество методических разработок.

    http://bomoonlight.ru/azbuka/ - Азбука в картинках для учеников 1-го класса.

    http://stranamasterov.ru – Всё для творчества учителей, детей и их родителей. Разнообразные техники, мастер-классы дадут возможность творить любому, даже самому неусидчивому ребенку.

    http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.

    http://akademius.narod.ru/index1.html - Онлайн-тестирования по русскому языку, математике и истории для учащихся 1-5 классов.

    http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com – Сеть творческих учителей. Сайт создан для педагогов, которые стремятся к улучшению качества учебно-воспитательного процесса с помощью применения на уроках информационно-коммуникационных технологий. На сайте можно найти разработки уроков с применением ИКТ в рамках требований ФГОС, примерные программы внеурочной и урочной деятельности младших школьников, ссылки на материалы о ФГОС в сети Интернет и другую полезную информацию.

    http://suhin.narod.ru/ - Занимательные материалы из книг И.Сухина: от литературных затей до шахмат.

    http://www.lenagold.ru/ - Отличный сайт для творческих учителей. Содержит клипарты и фоны, которые помогут в создании презентационных материалов к уроку.

    http://www.tatarovo.ru/sound.html - Отличная подборка звуковых материалов (птицы, насекомые, люди, бытовые приборы и инструменты, природа и многое другое).

    http://rusedu.ru/subcat_28.html - Разработки уроков и сценарии внеклассных занятий для начальной школы с применением ИКТ.

    http://babydreams.bestnetservice.com/index.htm - Сказочное образование представляет диски с играми и заданиями по образовательным предметам на любой вкус.

    http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - Сайт для детей и взрослых, раскрывающий такой важный вопрос как безопасность в Интернете.

    СПИСОК ЖУРНАЛОВ И ГАЗЕТ

    http://www.1september.ru – «Первое сентября». Сервер объединения педагогических изданий. Публикуются номера газеты, а также материалы предметных газет.

    http://psy.1september.ru – «Школьный психолог».

    http://www.detgazeta.ru – «Детская газета». Новое весёлое электронное издание для детей от 6 до 10 лет. Сказки, головоломки, викторины, лабиринты, рассказы о животных, кулинарные рецепты, адреса друзей.

    http://www.informica.ru/windows/magaz/higher/higher.html – Научно- педагогический журнал Министерства Образования и Науки Российской Федерации.

    http://www.kostyor.ru - Детский литературно-художественный журнал

    «Костёр». Сегодняшний «Костёр» — это полезное и увлекательное издание, интересное и детям, и их родителям. Цель журнала — привить детям вкус и любовь к художественной литературе, к творческому познанию мира вокруг нас. Авторы – известные детские писатели: Эдуард Успенский, Григорий Остер, Святослав Сахарнов, Владислав Крапивин, Валерий Воскобойников, Александр Курляндский и другие. «Костер» печатает классиков отечественной детской литературы и открывает новые молодые имена. Юные авторы выступают в журнале на равных со взрослыми — ребята публикуют в журнале свои первые литературные опыты: стихи, рассказы, заметки, зарисовки. В журнале много интересных конкурсов и развивающих викторин с призами, есть страницы юмора, кино и музыки.

    http://www.merrypictures.ru/last_vk - «Весёлые картинки». Детский юмористический журнал. Организует досуг всей семьи: настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. С нового года в журнале вкладка «Учимся вместе с Весёлыми человечками». «Занимательная геометрия», «Давайте сравнивать», «Назови любимый цвет», «Учимся считать» и другие весёлые уроки составят уникальный «Весёлый учебник». Журнал рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Просмотреть архив журнала можно на сайтеhttp://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/''Veselye_kartinki''/_''Veselye_kartinki''.html 

    Публичная библиотека (Электронные книжные полки Вадима Ершова и К).

    http://www.murzilka.org/info/about/ - популярный детский литературно- художественный журнал «Мурзилка». В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели. Просмотреть архив журнала можно на сайте: www.murzilka.km.ru. Адресован детям от 6 до 12 лет.

    http://www.vestnik.edu.ru – «Вестник образования». Нормативные документы и аналитические обзоры.

    Методические и справочные материалы

    Информационная памятка для обучающихся

    С каждым годом молодежи в Интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, Интернет несет и проблемы. Эта памятка должна помочь тебе безопасно находиться в сети.

    Компьютерные вирусы

    Компьютерный вирус — это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через Интернет.

    Методы защиты от вредоносных программ:

    1. Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;
    2. Постоянно устанавливай почти (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью доработки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;
    3. Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
    4. Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
    5. Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
    6. Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из Интернета, только из проверенных источников;
    7. Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.

    Сети WI-FI

    Wi-Fi — это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд «WECA», что обозначало словосочетание «WirelessFidelity», который переводится как «беспроводная точность».

    До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура «Wi-Fi». Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает «высокая точность».

    Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в Интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi­Fiсети не являются безопасными.

    Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi:

    1. Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fiсети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
    2. Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауэр. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
    3. При использовании Wi-Fiотключи функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе;
    4. Не используй публичный WI-FIдля передачи личных данных, например, для выхода в социальные сети или в электронную почту;
    5. Используй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно «https://»;
    6. В мобильном телефоне отключи функцию «Подключение к Wi-Fiавтоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fiбез твоего согласия.

    Социальные сети

    Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebookуже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.

    Основные советы по безопасности в социальных сетях:

    1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
    2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
    3. Защищай свою репутацию — держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
    4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
    5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
    6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
    7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

    Электронные деньги

    Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.

    Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.

    В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов — анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные — это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной.

    Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).

    Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:

    1. Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;
    2. Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
    3. Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, StROng!;;
    4. Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.

    Электронная почта

    Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.

    Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:

    1. Надо выбрать правильный почтовый сервис. В Интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
    2. Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
    3. Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
    4. Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
    5. Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
    6. Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
    7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
    8. После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».

    Кибербуллинг или виртуальное издевательство

    Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

    Основные советы по борьбе с кибербуллингом:

    1. Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
    2. Управляй своей киберрепутацией;
    3. Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
    4. Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
    5. Соблюдай свой виртуальную честь смолоду;
    6. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
    7. Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
    8. Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.

    Мобильный телефон

    Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.

    Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.

    Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.

    Основные советы для безопасности мобильного телефона:

    1. Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
    2. Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
    3. Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
    4. Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
    5. Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
    6. После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
    7. Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
    8. Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
    9. Bluetoothдолжен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.

    Online-игры

    Современные онлайн-игры — это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.

    Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов.

    В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр.

    Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:

    1. Если другой игрок ведет себя плохо или создает тебе неприятности, заблокируй его в списке игроков;
    2. Пожалуйся администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов;
    3. Не указывай личную информацию в профайле игры;
    4. Уважай других участников по игре;
    5. Не устанавливай неофициальные патчи и моды;
    6. Используй сложные и разные пароли;
    7. Даже во время игры не стоит отключать антивирус. Пока ты играешь, твой компьютер могут заразить.

    Фишинг или кража личных данных

    Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивишь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в Интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом.

    Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishingчитается как фишинг (от fishing— рыбная ловля, password— пароль).

    Основные советы по борьбе с фишингом:

    1. Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
    2. Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
    3. Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
    4. Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
    5. Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
    6. Отключи сохранение пароля в браузере;
    7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.

    Цифровая репутация

    Цифровая репутация — это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация, размещенная в Интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни. «Цифровая репутация» — это твой имидж, который формируется из информации о тебе в Интернете.

    Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких — все это накапливается в сети.

    Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.

    Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой - как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.

    Основные советы по защите цифровой репутации:

    1. Подумай, прежде чем что-то публиковать и передавать у себя в блоге или в социальной сети;
    2. В настройках профиля установи ограничения на просмотр твоего профиля и его содержимого, сделай его только «для друзей»;
    3. Не размещай и не указывай информацию, которая может кого-либо оскорблять или обижать.

    Авторское право

    Современные школьники — активные пользователи цифрового пространства. Однако далеко не все знают, что пользование многими возможностями цифрового мира требует соблюдения прав на интеллектуальную собственность.

    Термин «интеллектуальная собственность» относится к различным творениям человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги, и заканчивая книгами, фотографиями, кинофильмами и музыкальными произведениями.

    Авторские права — это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание. Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире или размещать в Интернете.

    Использование «пиратского» программного обеспечения может привести к многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства, где установленный не легальная программа. Не стоит также забывать, что существует легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети.

    О портале

    Сетевичок.рф — твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом. А также принять участие в конкурсах и стать самым цифровым гражданином!

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике